Мужская Национальная Одежда Адыгов
11/12
22/12
33/12
44/12
55/12
66/12
77/12
88/12
99/12
1010/12
1111/12
1212/12
Конечно, мы испытываем радость и душевный подъем даже по той причине, что такой праздник стал в принципе возможным. Многие народы в мире, дорожащие своей культурой, с гордостью носят свои национальные костюмы в дни семейных торжеств и народных праздников. Наконец-то и адыги получили еще большие возможности для демонстрации одного из лучших, сохранившихся на сегодня достижений традиционной культуры – своего национального костюма. Еще в недавнем историческом прошлом адыги считались законодателями моды на Кавказе. Иностранные наблюдатели с удивлением и нескрываемым восхищением описывали элегантность и суровую красоту мужской национальной одежды адыгов, гармонировавшую с обликом черкесских воинов. Особенно восторженными были многочисленные отзывы о красоте и изяществе черкесских женщин, которая, естественно, дополнялась одеянием. Работы адыгских мастериц, изготавливавших и украшавших одежду, удостаивались высочайших похвал за прочность шитья и прекрасную отделку золотым шитьем, галунами, басонными изделиями. Как отмечали европейцы, на всем, чего касалась рука адыгской женщины, лежала печать отменного вкуса. Все было исполнено с высочайшим чувством меры. Отрадно, что сегодня есть немало мастеров, продолжающих и пропагандирующих многовековые традиции адыгского золотого шитья и изготовления национального костюма (Вячеслав Мастафов, Мадина Саральп, Мадина Хацукова, Сафиет Панеш и другие.).
Однако, на наш взгляд, традиционные адыгские представления о красоте, квинтэссенцией которых является национальный костюм, в наше время нередко подергаются серьезной деформации. И это весьма отчетливо проявляется во многих образцах сценической национальной одежды, которая изготавливается для ансамблей адыгского народного танца и различных фольклорных коллективов. Нередко современный сценический адыгский костюм весьма далек от традиционного и по цветовой гамме, и по декору, и никоим образом не отражает традиционную адыгскую эстетику, а часто являет собой образец дурного вкуса. Полагаю, что это негативная тенденция, размывающая представления современных адыгов о собственном культурном наследии. Часто именно сценическая одежда профессиональных коллективов служит для большинства адыгов и других народов образцом, по которым масса людей составляет мнение не только об адыгском национальном костюме, но и об адыгских канонах красоты и гармонии.