Мужская Национальная Одежда Казахов
Одним из важнейших проявлений социальных преобразований Казахстана является возрождение национальных традиций, в том числе и национальной одежды казахов.
''Казахский народный костюм вобрал в себя все лучшее, что создано искусством и талантом многих поколений, помноженном на труд сотен и тысяч народных умельцев'' – так начинается иллюстрированная книга Узбекали Джанибекова ''Казахский костюм''. Это произведение является хорошим источником для создателей казахской национальной одежды. У. Джанибеков затрагивает исследования известного знатока казахской национальной одежды Р.Ходжаевой, где автор показывает существовавший покрой женской и мужской казахской одежды.
Немало книг написано об обуви, украшениях казахов, являвшихся неотделимой частью народного костюма. О.А. Сухарева в историко-этнографическом очерке ''Костюм народов Средней Азии'' подчеркивает, что народный костюм нельзя рассматривать как неизменный: в нем прослеживается определенная эволюция, а порой и смена форм. Изучение этого процесса должно проводиться безотлагательно, так как в смене поколений специфический источник, которым пользуется этнография, - живые люди – исчезает.
Национальная одежда является отражением не только материальной культуры, но в нем проявляется и многовековая история социальных отношений, этнических традиций.
Сухарева О.А. в историко-этнографическом очерке «Костюм народов Средней Азии», рассматривая период, доступный изучению собственно этнографическим методом – наблюдением и записью устных сообщений, отмечает, что он хронологически ограничен возможностями человеческой памяти. «Воспоминания, основанные на личном опыте информаторов, охватывают чаще всего не более 50-60 лет. К ним добавляются воспоминания о том, что рассказывали люди прошлых поколений.
Эти рассказы освещают (правда, всегда не полно) и несколько более далекое прошлое, восходящее иногда к первым десятилетиям ХIХ века. Несмотря на отрывочность, такие сведения очень ценны, так как их не содержит никакой другой источник ».
Период, изучаемый по этнографическим данным, имеет в истории костюма народов Казахстана особое значение: конец ХIХ - начало ХХ века - время крутых поворотов в народной жизни, оказавших глубокое влияние на всю последующую судьбу национальных культур, отразившиеся и на костюме.