Национальная Одежда Грузин
ЭВОЛЮЦИЯ НОГАЙСКОЙ ОДЕЖДЫ
(шепкен -половецкое, наборный пояс- древнетюркское, папаха- огузское, башлык -асское изобретения, все эти народы участвовали в этногенезе ногайцев, костюм ногайцев отражает преемственность всем им- ред.)
Необходимо заострить внимание на тех предметах одежды, которые в последнее время стали «подвергаться нападкам» и стали восприниматься как «перенятые», «заимствованные и чуждые» даже в самой ногайской среде. Мы имеем в виду боьрк, папак — папаху, шепкен — черкеску, соявлы белбав- наборный пояс, ямышы — бурку и баслык — башлык. В силу сложившихся растиражированных стереотипов они стали восприниматься как «одежда истинных горцев» и противопоставляется степной культуре. Однако мы хотим показать, что эти предметы одежды имеют право справедливо восприниматься как ногайские и имеют истинно тюркские степные корни. Ученый-исследователь ногайского фольклора А.Сикалиев в своей книге «Ногайский героический эпос» описывает такие виды одежды, упоминаемых в традиционных эпосах ногайцев, как коьйлек – рубаха, боьрк — шапка, папаха, ямышы — бурка, баслык — башлык, шепкен — черкеска, каптал — кафтан и т.д Для того, чтоб рассмотреть историю ногайского мужского костюма полнее, ее корни, необходимо обратиться к «предшественникам» ногайцев, здесь мы имеем в виду те народы, которые участвовали в этногенезе — в сложении ногайского народа .Тут уж невозможно не сделать краткий экскурс в историю. О основной роли в этногенезе ногайцев северокавказских и крымско-причерноморских половцев (западных кыпчаков, куманов ) мы уже писали. (Этот тезис подтверждают в своих исследованиях В.В.Трепавлов, Р.Х.Керейтов, Р.Г.Кузеев и др.)
Каким же образом эти предметы одежды и костюма проникли на Северный Кавказ? Ответ прост — с постоянными миграциями прототюркских и тюркских кочевников, начиная с сарматского и гуннского времени. Итак, вообще вся «северокавказская мода» — это продукт сильного тюркского влияния, и складывалась путем восприятия тюркских образцов за некий «эталон». Известный ученый в этой области З.В. Доде так описывает этот процесс: «Каждая волна кочевников, захватывающая территорию Северного Кавказа, по-разному воздействовала на формирование культуры региона. Хазария, просуществовавшая более 300 лет, с середины VII до второй половины X вв., оставила заметный след в культурном развитии адыгов, нахских племен, алан и народов Дагестана, входящих в состав Империи. Во второй половине XI–XII вв. становление культуры народов Северного Кавказа проходило в непосредственном контакте с новой волной тюркоязычных кочевников – половцев.»(Доде...