Выставка-ярмарка «Ыhыа5ым саргылаах танаhа, кэскиллээх киэргэлэ

Якутская Национальная Одежда как Сшить

Докторова Н. И.,
старший преподаватель АГИКИ,
Якутск, Россия

Интерес к эпосу, как к одному из архаичных источников по изучению исторического наследия не ослабевает, и по сей день. Мифологические концепции образуют глубинную основу, на которой базируется все культурное, научное развитие человечества и отдельного этноса в частности. Эпос-олонхо в этом смысле отражает мировоззрение якутского народа.

По космологическим представлениям древних якутов Вселенная разделена на три части. Верхний мир представляет собой пространство из девяти ярусов, где на высшем девятом восседает верховный Бог Юрюнг Аар Тойон – Белый господин, создатель Вселенной. В Среднем мире проживают тридцать три племени народа айыы аймага, племя добрых людей которым покровительствуют небесные божества. Этот мир так же заселен духами иччи, хозяевами гор, рек, долин, озер, деревьев и трав. Своих духов имели явления природы и даже предметы выполненные руками человека. Нижний мир заселен племенами абаасы, средоточием зла несущим беды обитателям Среднего и Верхнего миров.

Олонхо имеет духовное содержание, которое в коллективном сознании народа выступает как эстетический объект, который оказал огромное влияние на формирование выразительных средств многих видов якутского народного творчества. В нем содержится огромный информативный материал, касающийся и якутской традиционной одежды, ее символики, значения и роли в жизни этноса, прагматических функций. В этом плане олонхо выступает своеобразным средством фиксации и распространения богатого информативного материала, который эволюционирует, приобретая выраженный характер знака. Одежда как художественное произведение созданное народом в течение тысячелетий – знак сложный: каждый из его элементов, каждая деталь – носители частичного значения, в целом создающие смыслообразующее явление. Например, головные уборы являются неотъемлемой частью ансамбля, несущие сакральное значение. Силуэт шапки вертикально ориентирован, который встречается у многих тюркоязычных народов. В них, возможно, есть отражение культа солнца и неба сообразно космогоническим представлениям якутов. Таковы, дьабака, xopooх, куос дьабака, ураа-­бэргэhэ и т.д.

Одежда главных героев олонхо предстает как целостный ансамбль, состоящий из множества элементов и деталей, каждая из которых имеет свое прагматическое значение.

Благодаря исключительной образности языка в эпосе скрупулезно описываются элементы всего комплекса одежды героев, которые позволяют раскрыть не только характеристику качеств героя, но и определить знаковость традиционной одежды в мировоззрении народа.

Источник: tengrifund.ru